?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Золотое руно

Новое время безусловно дало детям многое, но лишило поддержки. Забыты древние мифы, в угоду выдумке о "детской невинности" кастрированы сказки, - потеряв как исконный смысл, так и связь с реальностью. Еще смешнее, что авторская сказка, служащая, по идее, замене древних жестокостей, зачастую вызывает к жизни таких уродцев, что лучше бы было начинать чтение сразу со Стивена Кинга. Темы, не подлежащие обсуждению при детях, никуда не исчезают от того, что о них молчат. Остается тревожность родителей, остаются вечные вопросы, - те, на которые каждому надлежит ответить самому, - но нет ни подсказки, ни возможности выразить их. Заговор взрослых против детей, это, главным образом, заговор молчания.

Но растущее сознание тянется к глубинам, если не одним, то другим способом. Отсюда детские страшилки, отсюда дикие игры, отсюда и увлечение супергероями и компьютерными играми, образами телевизионных зомби, тяга к древним эпосам и глюколовству. В дело идет все, что тем или иным способом вызывает сладкую дрожь сопричастности.

Мне повезло с книгой. Она предназначалась взрослым, и из пропусков мне кажется ныне существенным только один, - там не было ни строчки о том, что Эрос не только хитрый ребенок с луком, но еще и великая сила, дитя Хаоса. Может быть, узнай я об этом тогда, моя жизнь сложилась бы иначе. Но в любом случае, такая удача, - столько судеб, сюжетов, все как на подбор, выбирай, сколько ухватишь... И, что особенно важно, здесь не было проклятых хороших концов. Нет, тогда я любила, чтобы история заканчивалась хорошо, - я и сейчас предпочитаю сюжеты, где хеппи-энд вполне вероятен,

- но я помню, как сидела, дочитав историю о золотом руне, - они мне так нравились, Ясон и Медея, так хорошо, должно быть, смотрелись вместе... Но они не справились, оба, а потом был жаркий день, и тень от "Арго" падала на песок, и будущее не подлежало изменению.
Сначала я решила придумать другой конец, но где там, связи распадались на глазах... я поняла, что мне рассказали правдивую историю. Преподали очень важный урок, причем без лжи, без яркой обертки, ханжеского морализаторства, просто вдруг повернули меня лицом к миру. А я и сейчас не знаю, какую мораль подразумевал первый рассказчик, - может быть, что не надо связываться с чародейками?

Истории о героях это не только и не столько истории о подвигах и приключениях. Прежде всего, это рассказы о становлении, о мере ответственности каждого, кто встает на этот путь. И ты можешь открыть десяток новых стран, засеять поле зубами дракона, собрать урожай, - но если ты посмеешь забыть, оступиться, позволить себе такую простительную подлость - дороги назад не будет. И когда товарищи разойдутся навсегда, а подруга, обернувшись на пороге, матом выплюнет о сделанном аборте, тогда останется только вино в амфорах, да полуистлевший корабль, под которым так славно лежать, вспоминая молодость.

Трудно быть совершенным каждый миг своей жизни, трудно бороться с судьбою. Но бывают и моменты, когда вдруг понимаешь, что труд этот не напрасен. И по мне, Тезей, выходящий из лабиринта, вполне сопоставим с царем Тезеем, вступившимся за дряхлого слепца Эдипа. Бытует мнение, будто теперешний век нуждается не в героях, а в порядочных людях, - но разве не героизм потребен для того, чтобы просто быть порядочным человеком?
Ясон не справился, оступился, ну что же - не всем дано.

Что же до Медеи... сначала она понравилась мне больше всех, - прискорбно мало в греческих мифах героических женских образов, вот разве что амазонки, - а потом я дочитала до конца. Да, может быть, это было и не по возрасту, лишь много позже я узнала, как рождается это уродливое нечто, по недоразумению именуемое любовью, - той, что сильнее кровных уз и здравого смысла, любовью, которая почти ненависть - с первого взгляда. Но я была разочарованна, - как же она, колдунья, посвященная Гекате, великой Матери, - как же ее так угораздило?!
Ее судьбу я переигрывала неоднократно, и всегда служение побеждало чувство, а преступления оставались где-то за гранью. В конце концов, я была мала, я не знала.

Но как бы то ни было, а я совершенно иррационально обрадовалась, встретив ее в Афинах.

Tags:

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
svinxa
May. 24th, 2008 10:47 am (UTC)
некастрированные русские сказки, в которых Иванущка скармливал свою печень по кусочку птице, а медведь отгрызал всем ноги, я все же спрятала подальше от детей.
morgeyna
May. 24th, 2008 11:19 am (UTC)
Я тоже кое-что прячу, но вот поди знай, что же им нужно. Пребываю в глубокой задумчивости.
Про птичку я читала, но постарше, уже лет в тринадцать.
(no subject) - amonit - May. 24th, 2008 02:54 pm (UTC) - Expand
ingadar
May. 24th, 2008 11:34 am (UTC)
Ох, да, не знаю, насколько полезный - потом понимаешь, что дарит разное - но очень что-то показывающий миф.. если попался на временах взросления. Мне он попался лет в 10-12. В Куновских Мифах и Легендах.
И про Медею с детьми и кошмар того, что вытворяет любовь, - отдельно да.

ЗЫ: спасибо за темы, ту и предыдущую
пиши еще:))))
morgeyna
May. 24th, 2008 11:59 am (UTC)
Никто и не обещал, что будет сплошная польза, имхо. Экспириенс как-то плохо оценивается в этих терминах.

Спасибо :) Кажется, я там надолго :)
(no subject) - (Anonymous) - May. 24th, 2008 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingadar - May. 24th, 2008 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morgeyna - May. 24th, 2008 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingadar - May. 24th, 2008 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morgeyna - May. 24th, 2008 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - May. 24th, 2008 01:21 pm (UTC) - Expand
vidrik
May. 24th, 2008 12:14 pm (UTC)
Да. Про героев - точно.
morgeyna
May. 24th, 2008 12:25 pm (UTC)
Хорошо :)
kannaz
May. 24th, 2008 12:59 pm (UTC)
Ну, Геката - та еще злыдня, мужененавистница, и ваще, так что тут все понятно как раз. Дети, между прочим, считались принадлежащими роду мужа, а не жены, и поэтому не воспринимались ею как ближайшие кровные родственники. В "Песни о Нибелунгах" Кримхильда остается со своей родней, несмотря на то, что они убили Зигфрида, а сын последнего отправляется к бабушке с дедушкой, т.е. его родителям. Кримхильда же, выйдя впоследствии замуж за Этцеля, тоже приканчивает своих детей от него, как и Медея.
И, я думаю, здесь не мораль искать нужно, а более глубокие вещи: силу сюжетов, в которые попадает человек по жизни, власть архетипов м.б. Месть - очень сильная вещь, кармическая проблема, имхо.
morgeyna
May. 24th, 2008 01:22 pm (UTC)
Да, правильней - сила сюжета. Мораль, впрочем тоже, и именно она влияет на восприятие того же сюжета в разное время и разными людьми. Как-то, когда думаешь на эту тему словами, мораль быстрее приходит в голову :
Кримхильда или Гудрун? Тут же огромные различия. Кримхильда совпадает с Медеей братоубийством из-за чужака (а это куда страшнее), Гудрун - детоубийством, в качестве мести мужу.
Да, меня (как любую нормальную современную женщину (тм)) шокирует мотив детоубийства, - то есть да, тот факт, что дети "мужнины" он и делает этот мотив сколько-то осмысленным. Но в любом случае, мне даже с биологической точки зрения, не особо понятны механизмы поведения матери, убивающей детей. Это же должен быть какой-то сверхстресс, ситуация, когда доверие миру отсутствует как класс. Растить сыновей для мести и то разумней как-то.
А где про Гекату-мужененавистницу? Понятно, что она женское божество, и на всякую чернуху горазда, - а вот про ненависть к мужчинам как-то не помню
(no subject) - kannaz - May. 25th, 2008 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - morgeyna - May. 25th, 2008 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - kannaz - May. 25th, 2008 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - morgeyna - May. 25th, 2008 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kannaz - May. 25th, 2008 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kannaz - May. 25th, 2008 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - morgeyna - May. 25th, 2008 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kannaz - May. 25th, 2008 03:03 pm (UTC) - Expand
yosefk
May. 24th, 2008 08:20 pm (UTC)
Насчет кастрации: отношения со смертью и прочим праздником жизни у всех разные. Вот, скажем, у Андерсена была сказка про оловянного солдатика. Я просто-таки охуел от такого ужаса, а никакого катарсиса не испытал. Вообще ничего оттуда и не помню, кроме того, что солдатег расплавился к ебеням, и что вроде бы он кого-то спасать пытался. Сказка, конечно, авторская, но мифы Древней Греции так и вообще мимо меня прошли, помню только растущее ощущение, что блин, тут же полный ноу фьючер, как ни дергайся, все равно будешь вечно таскать камень на скалу, или же тебе вечно будут клевать печень, или еще какой вечный кирдык. Притом ни у кого практически никакой личности, голая драма, то есть берут анонимусов и больно пиздят. А вот авторский Карлсон, совершенно кастрированный, хоть и в расцвете сил - вставлял не по-детски, или, наоборот, совершенно по-детски. Винни-Пух - тот вообще потряс, Достоевский впоследствии не смог взять этой планки проникновения в психологию.

Смерть, опять же, наблюдал, и как-то нормально было. Заинтересовался же ей только в университете, видно, навеяло ассоциативно. Может быть, если бы в детстве интересовался больше, проще было бы потом, но ведь искренне неинтересно было.

В общем, кастрация - это кому как. Вряд ли надо насильно впаривать про вечное выклевывание печени - будут мучить кошмары. Только если дитя само зверски тянется, тогда, видать, пусть тешится. Мне вот на все вопросы дико подробно отвечали. Если б молчали, может, все было бы еще хуже.
morgeyna
May. 24th, 2008 09:19 pm (UTC)
Ой, про Андерсена у меня вообще как-то мало мыслей. Про солдатика согласна, одна из мрачнейших сказок в моей жизни, хуже разве что парочка каких-то петербуржцев (я не помню имен, названий и сюжетов, но было жутко).

А так да, на вкус и цвет все фломастеры разные :)
kannaz
May. 25th, 2008 05:56 am (UTC)
Охуевание от ужаса - это и есть катарсис :-))
Мифы же вообще принципиально непсихологичны - в них действуют сюжеты, а не личности; в эти-то сюжеты может попать любой - например, ты. С чего ты взял, что по жизни ты занимаешься чем-то иным, а не втаскиванием бесполезного камня на беспозезную гору? И почему ты решил, что тебя не будут пиздить? Ты типа хороший?
Это я не наезжаю, просто объясняю мировоззрение :))
(no subject) - morgeyna - May. 25th, 2008 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - yosefk - May. 25th, 2008 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kannaz - May. 26th, 2008 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - yosefk - May. 26th, 2008 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kannaz - May. 25th, 2008 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - morgeyna - May. 25th, 2008 06:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - kannaz - May. 25th, 2008 09:21 am (UTC) - Expand
phyloxena
May. 24th, 2008 08:53 pm (UTC)
Я уже совершенно не помню, что сама думала про все эти истории -- кроме того, что любила, обожала, никто от меня ничего не прятал, и из того, что Медея объявилась (со сбоем хронологии) в Афинах проклюнулись первые навыки работы с источниками. Дети ничего не боятся, проводят аналогии. Сами додумались до того, что Геракл не столько полубог, сколько получудовище, чуть-чуть лучше Гидры.
morgeyna
May. 24th, 2008 09:13 pm (UTC)
:))
А с Гераклом все сложно. Может быть, буду думать :)
lepestriny
May. 25th, 2008 02:23 am (UTC)
Мне кажется, что сказки и мифы изначально отвечали на все незаданные вопросы - прямо - в символах и действиях, которые мы видим во снах. Поэтому и не было нужды переводить все в буквальную, натуралистическую форму. Все впоследствии происходящее в реальной жизни - считывалось само собой, и воспринималось естественно, нестрашно и уже знакомо...
Как-то так думаю.
morgeyna
May. 25th, 2008 06:23 am (UTC)
Угу, ппкс.
( 37 comments — Leave a comment )